Инженерно-технологический надзор или оперативное управление строительством скважины. Что требуется нефтегазовым компаниям?

Авторы: Т.Нестерова (к.т.н., первый заместитель генерального директора ООО «Петровайзер»), 
В.Ендовицкий (главный инженер, начальник управления супервайзинга ООО «Петровайзер») 
Издание: «Бурение и нефть» №6 (июнь) 2008 г

Стремительно развивающийся нефтегазодобывающий бизнес заставляет сервисные компании переходить к новым формам сотрудничества, расширять спектр и находить наиболее эффективные способы реализации оказываемых услуг. Движущей силой здесь является стремление нефтегазовых компаний к сокращению сроков и стоимости проектов, росту эффективности вложений, повышению качества создаваемых нефтегазодобывающих ресурсов. Строительство скважин является одной из наиболее затратных и технически сложных частей нефтегазового бизнеса, поэтому очевидными являются необходимость и востребованность контроля над исполнением проектов строительства скважин и качества услуг, оказываемых буровыми подрядными организациями.

На рынке нефтегазового сервиса в настоящее время присутствуют несколько типов контрактов на строительства скважин: генеральный подряд «под ключ», раздельные сервисы, интегрированный сервис и т. д. На условиях генерального подряда заключается более 80% договоров. При этом недропользователь утрачивает контроль над процессом привлечения подрядчиков, которые не всегда выбираются на конкурсной основе и согласовываются с ним. Кроме того, генподряд повышает риски неисполнения проекта.
Другие компании выбирают путь раздельного сервиса. Преимущество такого подхода в том, что нефтегазовая компания имеет возможность привлекать к исполнению проекта подрядчиков, которые предлагают действительно интересные решения и необходимые технологии для их реализации. Но при этом повышается нагрузка на менеджмент компании, которая вынуждена выстраивать собственную службу либо пользоваться услугами внешнего сервиса для обеспечения взаимодействия подрядчиков и контроля над реализацией проектов строительства скважин, т. е. супервайзингового сервиса.

По функциональности и перечню оказываемых услуг супервайзинговый сервис можно разделить на следующие виды.

Первый — технико-технологический надзор. Это вид деятельности, направленный на выявление (фиксацию) отклонений от проекта, норм промышленной безопасности, правил ТБ и других нормативов, регламентирующих работы по строительству скважин, контроль расхода МТР на буровой. Используется главным образом при наличии генподряда на бурение. Функции супервайзера — сбор объективной информации и доставка ее до заказчика работ. Права супервайзера минимальны, регламентируются контрактом на производство работ или должностной инструкцией. При этом требуется наличие собственной службы заказчика, обеспеченной квалифицированными кадрами и принимающей решения по всем оперативным вопросам строительства скважин.

Второй — оперативное управление строительством скважины. Это вид деятельности, направленный на повышение качества строительства скважин. Включает все функции надзора, но кроме этого возлагает на исполнителя координацию работ подрядчиков по строительству скважины, оценку качества и объема оказываемых подрядчиками услуг. Используется, как правило, при наличии раздельных сервисов. Расширяет круг прав и обязанностей исполнителя в сфере принятия технических и технологических решений по ходу строительства скважин. Возлагает на исполнителей ответственность за непроизводительное время и простои буровой бригады, расход МТР в процессе выполнения работ. Требует наличия на буровой площадке персонала высокой квалификации в круглосуточном режиме работы.

Полевой персонал руководит работами непосредственно на объекте, проводит оперативные совещания, согласует планы работ, распределяет работу и контролирует ее выполнение. Как правило, кроме полевого персонала требуется наличие руководителя, осуществляющего руководство работами и поддерживающего постоянную связь с заказчиком на уровне главных специалистов. Руководитель принимает участие в технических совещаниях, проводит анализ работы подрядчиков, представляет предложения по оптимизации работ, применяемым технико-технологическим решениям, мероприятиям, направленным на повышение качества и эффективности строительства скважин. При этом нагрузка на менеджмент компании значительно снижается, поскольку оперативные вопросы управления решаются непосредственно на объекте.

Третий — управление проектами. Вид деятельности, направленный на полное управление проектом строительства скважины, включая планирование и исполнение, а также ответственность за результат. Выполняется привлеченной управляющей компанией, специализирующейся на данном виде услуг.

Практика использования управляющей компании полностью освобождает менеджмент компании заказчика от реализации проекта, но в случае неудачного выбора исполнителя риски невыполнения проекта возрастают многократно. При этом стоимость подобных услуг будет соразмерна уровню ответственности и качеству выполняемых работ.

Если оставить на время вопросы управляющей компании и вернуться «на землю», к востребованным на сегодня супервайзерским услугам, то в заключение хотелось бы отметить следующее.

Нефтегазовые компании, заключая контракты на предоставление услуг супервайзинга, стремятся минимизировать собственные затраты на эти услуги, заказывают только надзор и контроль — наиболее простые и недорогие виды работ. В результате значительная часть работы по управлению проектами строительства скважин возлагается на менеджмент нефтегазовой компании. В условиях дефицита собственных кадров руководство нефтегазовой компании пытается все-таки передать некоторые функции, не предусмотренные контрактом, супервайзинговой компании, используя различные методы давления. При этом нередко уровень ответственности, возлагаемой на «подрядную» супервайзинговую компанию, не соответствует уровню передаваемых ей как представителю заказчика на объекте полномочий. Из этого можно сделать вывод, что заказчик нуждается в более квалифицированном сервисе, чем просто надзор и контроль, но опасается или не готов передать часть своих полномочий по управлению строительством скважин сервисной компании и не готов оплачивать достаточно дорогие услуги этого сервиса.

К настоящему времени накоплен значительный опыт оказания услуг по контрактам различного формата ряду нефтегазовых компаний. Он позволяет сделать вывод о том, что потенциальные возможности «подрядного» супервайзинга до конца не исчерпаны и развиваются в сторону оперативного управления строительством скважин, интегрируясь в процессы управления проектами строительства скважин. Эти возможности повышают привлекательность данного вида услуг для нефтегазовых компаний и позволяют адаптировать их к практически любым организационным и геолого-техническим условиям реализации проектов строительства скважин.

«От надзора — к управлению!» — такой путь бурового супервайзинга, на наш взгляд, наиболее отвечает интересам нефтегазовых компаний.