Отечественный буровой супервайзинг — опыт и проблемы

Автор: Т. Нестерова, (к.т.н., первый заместитель генерального директора ООО «Петровайзер») 
Издание: Журнал «Бурение и нефть» №9 (2009 г.) 

Часть 2

Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберем в одно место.
В.С. Черномырдин

Технико-технологический надзор - это вид супервайзерской деятельности, направленный на выявление (фиксацию) отклонений от проекта, технологических решений, норм промышленной безопасности, правил ТБ и других нормативов, регламентирующих работы по строительству скважин. Функции супервайзера — сбор объективной информации о ходе строительства скважины и доставка ее до заказчика работ. Права супервайзера минимальны. При этом заказчику требуется наличие собственной технологической службы, обеспеченной квалифицированными кадрами и принимающей решения по всем оперативным вопросам строительства скважин. Управление строительством скважины — вид супервайзерской деятельности, направленный на повышение качества и снижение затрат на строительство скважин. Включает все функции надзора, но кроме этого возлагает на исполнителя непосредственное управление технологическим процессом, координацию работ подрядчиков по строительству скважины, оценку качества и объема оказываемых подрядчиками услуг. Расширяет круг прав и обязанностей исполнителя в сфере принятия технических и технологических решений. Возлагает на исполнителей ответственность за непроизводительное время и простои буровой бригады, расход МТР в процессе выполнения работ. Требует от исполнителя наличия на буровой площадке персонала высокой квалификации в круглосуточном режиме работы. Полевой персонал исполнителя руководит работами непосредственно на объекте, проводит оперативные совещания, согласует планы работ, контролирует их выполнение. Как правило, кроме полевого персонала требуется наличие руководителя, поддерживающего постоянную связь с заказчиком на уровне главных специалистов. Руководитель принимает участие в технических совещаниях, проводит анализ результатов работы подрядчиков, представляет предложения по оптимизации работ, применяемым технико-технологическим решениям, мероприятиям, направленным на повышение качества и эффективности строительства скважин. При этом нагрузка на технологическую службу заказчика значительно снижается, поскольку оперативные вопросы управления решаются непосредственно на объекте.

Нефтегазовые компании, заключая контракты на предоставление супервайзерских услуг, стремятся минимизировать затраты на эти услуги, заказывают только надзор и контроль — наиболее простые и недорогие виды работ. В условиях дефицита собственных кадров и неизбежной загрузки собственного персонала подготовкой различных справок, отчетов и т. п. руководство нефтегазовой компании пытается все-таки передать некоторые функции, не предусмотренные контрактом, супервайзерской компании, используя различные методы давления. Зачастую возлагаемые на супервайзерскую компанию обязанности не соответствуют уровню делегируемых ей прав. Исходя из нашего опыта работ, полагаем, что заказчик нуждается в более квалифицированном сервисе, чем просто надзор и контроль, но еще не готов передать часть своих полномочий по управлению строительством скважин сервисной компании и, тем более, не готов оплачивать достаточно дорогие услуги этого сервиса.

Реализация супервайзерских услуг начинается, как правило, с тендера. Поскольку никаких нормативов и стандартов по этим услугам (в отличие, например, от услуг по строительству скважин, геофизическим работам и т. д.) не существует, требования заказчиком выдвигаются на базе имеющегося у него опыта и априорного представления, как это должно быть. Представления у всех разные, и не всегда адекватные. Например, поступает предложение на «...проведение супервайзинга при строительстве скважин на... в соответствии с техническим заданием»

Читаю задание: «...Круглосуточный контроль процесса строительства нефтегазовых скважин... Контроль объема и качества услуг, оказываемых сервисными компаниями... Координация и планирование деятельности на объекте представителей буровых субподрядных организаций и сервисных служб... Участие в разработке, согласовании и выполнении планов производства технологических операций... При возникновении на объекте угрозы выброса, пожара, взрыва или утраты контроля над скважиной — руководство работами по устранению такой угрозы либо ликвидации ее последствий. Контроль формирования заявок на завоз груза. Подписание актов приемки отдельных видов работ, на основании выданной доверенности от Заказчика...» и т. д.

Исходя из ТЗ — требуется оперативное управление, исходя из текста тендерного предложения — надзор. Звоню заказчику, пытаюсь в переговорном процессе выяснить, что же имеется в виду. Выясняю, что нужно дешево, один специалист на посту, но чтобы круглосуточно и чтобы управлял. Говорю, что так не бывает, что если дешево, то один и надзор, а если по ТЗ, то управление - как минимум двое, и дорого. Из формы ТЗ понимаю, что оно частично скопировано из западного документа, частично — из технических предложений супервайзерских компаний (в том числе и нашей). Предлагаю: мы составим нормальное ТЗ под надзор, и из него будем исходить. Нет, у менеджера свое мнение по поводу этих услуг плюс очень трепетное отношение к собственному документу. Ни о чем не договорились.

Таких примеров можно привести много. Хотя, надо признаться, в основном тендерные требования относительно услуг по надзору, равно как и форма контрактов, более - менее устоялись. Что же касается услуг по управлению — здесь заказчик гораздо как более разнообразен, требования выдвигаются вплоть до полной материальной ответственности за объект. Такие контракты подробно описывают права, обязанности и ответственность исполнителя и, как правило, содержат разделы значительных штрафных санкций (например, за несоблюдение сроков строительства скважин) и бонусов (например, за сокращение тех же сроков при условии отсутствия инцидентов). В основном подобные услуги в России заказывают компании, имеющие либо иностранный капитал, либо иностранный менеджмент.

Существенное значение для исполнителя услуг по супервайзингу (как, впрочем, и любых сервисных услуг) имеет длительность контракта. Короткий годовой контракт, или контракт на отдельный объект вносит элемент нестабильности и порождает неуверенность в заказчике. Абсолютно понятна логика заказчика, когда короткий контракт заключается с компанией, которая пришла впервые — пока неясно, каков будет результат, — но почему нужно каждый год или на каждый новый объект проводить новый тендер, готовить полный пакет документов и новый контракт, тратя на это время и деньги, когда подрядчик уже хорошо себя зарекомендовал и устраивает заказчика? Ведь даже вопросы цены можно решать в рамках одного контракта. Условия расторжения также прописаны во всех контрактах — т. е. расторгнуть можно практически в любое время, вне зависимости от того, на какой срок он заключен. Поэтому непонятен повсеместно сложившийся подход к длительности — в основном это год. На наш взгляд, большая длительность контракта значительно повышает эффективность услуг, поскольку именно в этом случае сервисная компания готова вложить средства в повышение квалификации персонала, организацию работ и обеспечение их максимальной эффективности.

Серьезную проблему представляет сопроводительная документация по супервайзерским услугам. В частности, абсолютно необходимым является Регламент взаимоотношений между непосредственными исполнителями работ и заказчиком, а также другими подрядчиками. Причем регламент нужен и в случае надзора, а уж тем более при управлении. Отсутствие регламента или его невнятность порождают массу конфликтных ситуаций. Не секрет что менеджмент заказчика с большим удовольствием берется командовать процессами на буровой и персоналом подрядчиков, при этом всеми силами устраняясь от фактической ответственности за результат своего руководства. Супервайзеру выдаются многочисленные устные указания и рекомендации, невыполнение которых грозит последующим отстранением от работы. Очень редко и с очень большой неохотой даются письменные подтверждения указаний. А вот от устных, в случае последующего инцидента, могут и вовсе отказаться. Отсутствие утвержденных планов работ или их несвоевременное предоставление стало уже хроническим. В любом регламенте прописаны права супервайзера по приостановке работ в случае отсутствия утвержденного плана работ. Тем не менее различными способами — уговорами, командами, а иногда и простым отказом в связи (когда ни один уполномоченный специалист заказчика не отвечает ни на один звонок по телефону...) — супервайзера вынуждают принимать решение, которое в случае инцидента все равно сделает его виновным.

Понятно, что всех деталей ни в каком регламенте не распишешь и всех случаев не предусмотришь, но тем не менее хороший четкий регламент значительно снизит волюнтаризм и безответственность во взаимоотношениях сторон.

Что касается взаимоотношений супервайзера с буровой бригадой, то они практически повторяют взаимоотношения с заказчиком: если заказчик не донимает супервайзера мелочной опекой, не дает постоянно «ценных» указаний, не вмешивается в его оперативную работу, отношения складываются нормально — каждый делает свое дело. В противном случае бригаду лихорадит от активности заказчика, равно как и супервайзера. И разборка по каждому инциденту выливается в поиск «козла отпущения» (можно догадаться, кто им станет) вместо конструктивного выявления причин и разработки необходимых мероприятий.

Здесь тоже, конечно, есть свои нюансы. Многие заказчики требуют обязательного наличия у супервайзеров опыта работы буровым мастером. Да, такой опыт, несомненно, должен быть, но... Зачастую супервайзер, много лет до этого проработавший мастером, психологически не может отделить себя от бригады, невольно становится на защиту ее интересов, скрывая непроизводительное время и прочие огрехи подрядчика. И заказчик будет абсолютно прав, отстраняя такого супервайзера от работы.

Как показывает опыт, немаловажную роль при реализации супервайзерских услуг играют взаимоотношения супервайзера со службой геолого-технологических исследований. Очевидно, что станция ГТИ — это реальный инструмент в активе супервайзера, Во-первых, она обеспечивает автоматическое распознавание технологических операций и их продолжительности, что позволяет супервайзеру точно фиксировать затраты времени подрядчиков и формировать баланс. Во-вторых, автоматическая регистрация параметров позволяет контролировать исполнение проекта в области режима бурения, свойств бурового раствора и т. д. Плюс графическое документирование в виде диаграмм, которыми можно сопроводить акты, сводки, заключения.

Тем не менее, на практике между службой ГТИ и службой супервайзинга вместо конструктивного взаимодействия нередко возникают конфликты. Одна из причин — недостаточная компетентность супервайзера в понимании геолого-технологической информации, недооценка ее объективности. Самый распространенный конфликт — требование супервайзера скорректировать сводку ГТИ: чаще всего изменить баланс (например, соотношение производительного и непроизводительного времени) или скрыть некоторую информацию (например, наличие поглощения). Супервайзер делает это, возможно, по прямому указанию технологической службы заказчика, а возможно, в результате сговора с буровой бригадой. Перед службой ГТИ дилемма: выполнить указания супервайзера и подставить себя (прекрасно понимая, что в любом случае фальсификация доказуема при анализе данных ГТИ), либо сохранить объективность и тоже подставить себя, поскольку супервайзер подписывает месячные объемы.

Чтобы у читателя не создалось впечатления, что в буровом супервайзинге существуют одни только проблемы, могу сказать о достаточно большом положительном опыте оказания этих услуг и прекрасном взаимодействии с заказчиком. Но ведь когда все хорошо, тогда и говорить не о чем...

В следующей статье будут рассмотрены экономические вопросы супервайзерских услуг.