Интервью с первым заместителем генерального директора ООО «Петровайзер» для аналитического журнала Нефтесервис

«Нефтесервис»: «Петровайзер» работает на рынке супервайзинга почти 10лет. Как за это время изменились ваши собственные технологии, подходы к организации дела?

— Мы развиваем предоставление комплексных услуг — супервайзинг, геолого-технологические исследования, удаленный мониторинг бурения. «Петровайзер» одним из первых стал предлагать и осуществлять услуги по управлению строительством скважин помимо технико-технологического надзора. Такие услуги весьма востребованы в условиях раздельного сервиса. С нашей стороны работа организуется таким образом, что кроме круглосуточных полевых постов создается пост регионального представителя, обеспечивается круглосуточная технологическая поддержка из офиса с высококлассными специалистами,которыми руководит менеджмент с колоссальным опытом работы по управлению бурением. Кроме того, мы предлагаем и осуществляем функции технологической службы заказчика — в случаях, когда у него нет в штате собственных специалистов.

В последнее время расширился перечень экспертиз, которые мы предлагаем клиентам. Это аудит буровых подрядчиков, экспертизы инцидентов, а также экспертные заключения в области строительства скважин для Арбитражного суда.

«Нефтесервис»: Проектирование моделей разбуривания кустов и месторождений — это новый этап развития супервайзинга или отдельный вид услуг?

— До недавнего времени это был отдельныйвид услуг. Мы достаточно профессионально можем проектировать траектории сложных многоствольных скважин, кусты бурения и модели разбуривания больших месторождений еще на стадии проекта разработки. Кроме того, мы разработали автоматизированную технологию такого проектирования и программное обеспечение и уже успешно применили ее в ряде проектов.

Но с начала нынешнего года мы оказываем эти услуги уже в роли технологической службы заказчика — в рамках договора по супервайзингу с элементами управления. Таким образом, как вы правильно отметили, супервайзерские услуги вышли на новый этап развития. Кстати, супервайзинг с элементами управления впервые возник в ответ на запрос одного из заказчиков, которому необходимы были расширенные полномочия нашей службы в условиях генподряда.

«Нефтесервис»: Супервайзинг — непростой рынок. Как складываются ваши отношения с заказчиками? С конкурентами?

— Отношения с заказчиком всегда должны быть хорошие, независимо от ситуации на рынке. А сохранить их хорошими можно только одним способом — оказывать качественные услуги.  

В этом сегменте рынка объективно много проблем.  Одна из главных заключается в отсутствии нормативной базы и регламентирующих документов для супервайзерских услуг. Сегодня каждый заказчик формулирует предмет договора, обязанности исполнителя, требования к персоналу и зоны ответственности сторон, причем с явным перевесом интересов в свою сторону. Более того, заказчик требует безусловного согласия с условиями предложенного договора еще на этапе тендера, положения Гражданского кодекса РФ по поводу равноправного партнерства зачастую  игнорируются...

Есть проблемы по оплате услуг — на пример в течение 60–90 дней после подписания актов выполненных работ. То есть в итоге маленькая сервисная компания, по сути, инвестирует большую нефтегазодобывающую компанию.Продолжается практика заключения договорных отношений на год, хотя, на наш взгляд, большая длительность контракта значительно повышает эффективность услуг, поскольку именно в этом случае сервисная компания готова вложить средства в повышение квалификации персонала, организацию работ и обеспечение их максимальной эффективности. 

Тем не менее, оглядываясь назад, анализируя накопленный опыт оказания этих услуг,можно сказать,  что данный  рынок становится все более цивилизованным. 

На рынке, связанном с супервайзингом, работают более 40 компаний, так что конкуренция очень высока. Я проанализировала показатели наиболее крупных из них за последние годы и пришла к однозначному выводу: несмотря на рост выручки и стабилизацию цен на нефть, относительная прибыль компаний снижается. Причина — рост затрат и снижение расценок на услуги. Затраты растут, потому что дорожают все аспекты себестоимости работы, а снижение расценок — это прямое следствие конкуренции. К сожалению, цена услуг,а не их качество — это по-прежнему превалирующий фактор при выборе подрядчика на тендере. Дешевые, или, как говорят участник ирынка, «дворовые компании», сильно мешают солидным организациям наращивать инвестиции в качество услуг и в развитие бизнеса...

Из серьезных конкурентов я бы, пожалуй,отметила ООО «Системный буровой сервис»и ООО «Инко-сервис» (Волгоград), а такжеООО «НТ-Сервис» (Самара). Эти компании сопоставимы с нашей по своей специализации, стажу и объемам работы. 

«Нефтесервис»: Как «Петровайзер» обеспечивает квалификацию своих кадров? Может ли повышение квалификации работников стать отдельным бизнесом в российском нефтесервисе с учетом того, что задачи нефтесервиса постоянное усложняются?

— Кадры в супервайзерском бизнесе — это основной объект инвестиций, один из главных вопросов при выполнении работ и самая большая проблема устойчивости компании. 

Например,  опыт в бурении 8–10 лет — условие необходимое, но далеко не достаточное для того, чтобы инженер по бурению могработать супервайзером. К этому опыту сле-дует добавить качества управленца и организатора, навыки лидерства, способность работать в условиях стресса, уверенность в своих профессиональных знаниях. Все это в итоге формирует главное качество хорошего супервайзера — умение принимать решение и нести ответственность за это решение. 

У нас соискатели проходят несколько этапов отбора, в том числе тестирование на нашем корпоративном сайте. Со специалистами проводятся тренинги, обучение на курсах повышения квалификации в нашем учебном центре и в ходе полевых работ с опытным куратором. Суммарные затраты компании на подготовку одного специалиста весьма значительны, но когда квалифицированный профессионал состоялся, то конкуренция за него между компаниями становится очень высока, и потери на кадрах неизбежны.

С другой стороны, и в нашей стране, и за рубежом центры повышения квалификации и другие формы профессионального образования для нефтесервиса все более развиваются как отдельный бизнес. По опыту нашего учебного центра могу сказать, что этот бизнес не в убытке. Наши цены умеренны, поскольку получаемые после обучения свидетельства все-таки не конкуренты известным сертификатам IWCF или IADC WellCAP. Но при этом  наш центр обеспечивает реальное практическое повышение квалификации от бурового инженера до бурового супервайзера. Так что мы откликаемся на рыночные тенденции.

«Нефтесервис»: В нынешнем году «Петровайзер» выиграл несколько крупных тендеров на геолого-технические исследования. Какое место это направление занимает в бизнесе компании?

— По ГТИ мы имеем по меркам рынка небольшие объемы. Но есть намерение расширить присутствие в данном сегменте.

Наиболее привлекательным для компании является оказание супервайзерских услуг по бурению в комплексе с ГТИ. Такой опыт у нас есть, и он положительный. По нашему мнению, такой комплекс мобилизует супервайзера на качественную работу станции и персонала ГТИ, поскольку именно информация ГТИ является инструментом супервайзера, и в его интересах, чтобы она была полноценной, качественной и достоверной. Своя станция просто обязана работать бесперебойно, ведь за это супервайзер отвечает сам. Кроме того, нам особенно интересно проводить именно таким образом нестандартные исследования, решать специфические задачи. Например, задачи прогноза и контроля аномально высоких пластовых давлений в процессе бурения.

«Нефтесервис»: Все большую роль в промысловом сервисе играют информационные технологии. По каким направлениям ваша компания развивает свою деятельность в этой сфере?

— В нашей компании объем услуг по IT вместе со стоимостью лицензионного ПО вполне соизмерим с объемом услуг по супервайзингу бурения и ГТИ. В области информационных технологий «Петровайзер» давно и успешно сотрудничает практически со всеми крупными нефтяными компаниями. Самый большой объем занимает удаленный мониторинг бурения, чуть меньший — суточная отчетность супервайзеров. Далее, по убыванию объемов, следуют разработки нового ПО, инженерные расчеты в бурении, планирование буровых работ и т.д.

В последний год акценты в информационных технологиях стали смещаться от продажили цензионного ПО в область оказания услуг по передаче данных или удаленного доступа к данным. Сейчас мы практически не продаем лицензии, зато имеем большие объемы услуг по передаче данных (эквивалентные рассроченной аренде ПО). Такая схема аналогична сервису, поскольку объемы закрываются регулярно.

В этом году мы запустили новый инвестиционный проект — разработку специального программного обеспечения для буровых компаний, которыми, надеемся, оно будет востребовано.

Заканчиваем работы по полному переводу нашего ПО на web-технологии.На мой взгляд, рост вклада IT в доходы сервисной компании — это такая же долгосрочная тенденция, как развитие интеллектуальной энергетики. Наша компания постоянно повышает свой технологический уровень и расширяет спектр предлагаемых услуг, поэтому раз-витие IT-сегмента — неотъемлемая часть работы компании «Петровайзер» по усилению своих позиций на рынке нефтесервиса.